Традиционный ответ на женский вопрос

Использовано фото Юлии Кудряшовой-Белокрыс из официальной группы театра вконтакте

21 сентября на сцене Санкт-Петербургского Театра Дождей был показан спектакль по пьесе Надежды Тэффи «Женский вопрос». Премьера состоялась 3 мая 2019 года. Спустя более, чем 100 лет со дня выхода пьесы — «фантастической шутки в 1-м действии», женский вопрос: «Точно женщина не такой же человек?» не теряет своей актуальности.

 

Привлеченная названием, мало, что зная о первоисточнике, я ожидала увидеть творческое выражение диалога между феминизмами первой и третьей волны. Но вместо этого имела возможность наблюдать мастерски подчеркнутые человеческие несовершенства.

 

Спектакль состоит из двух действий. В первом акте зритель становится свидетелем мини-сцен из жизни жителей маленького городка – спутника большого города. Все жители являются соседями, знают друг друга, общаются. Женщины и мужчины живут семейными парами или одиноко, но дружно и счастливо. Не смотря на глупость, поверхностность, лживость, сентиментальность, отмеченные автором, как свойственные женщинам, героини историй показаны победительницами в сражениях полов. Они помыкают мужьями и выглядят довольными своей участью. Первое действие впечатлило миниатюрой «Фея Карабос» — зрелищной, сюжетно полноценной. Здесь стоит отметить и актерскую игру Марины Финоженковой в миниатюре «Покаянное».

 

Второе действие – непосредственно одноактная пьеса «Женский вопрос», где по воле сна главной героини (Катя — Ульяна Бойцова) женщины меняются ролями с мужчинами. Женщины становятся социально-активными – генеральшами, профессоршами, и даже извозчицами, а мужчины «хлопочут по хозяйству», прислуживают в качестве «горничного», озабочены внешним видом и демонстрируют утонченные манеры. При этом утверждается, что «удел мужчин таков. Сама природа создала его семьянином. Это уже у вас инстинкт такой – плодиться, размножаться и нянчиться…» Если вспомнить, что подобная фраза в отношении женщин в нашей культуре и по сей день для кого-то является аргументом в пользу пассивной социальной роли женщины и лишения ее права самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, то становится не смешно.

 

В пьесе женщины забирают власть у мужчин, а вместе с нею и высокомерие, вульгарность, распущенность (бедный «горничный» в исполнении Ильи Доля на протяжении всего действия отбивается от сексуальных домогательств), что по замыслу автора, конечно, приводит в ужас главную героиню, и, проснувшись, она радуется, что власть по-прежнему у мужчин. Вот такой патриархальный, традиционный ответ на женский вопрос. Учитывая все то, что зритель увидел в первом акте пьесы, ему должно быть очевидно, что существующий порядок вещей не только правильный, но и единственно возможный.

 

Мария Eмельянова специально для Musecube

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.