Предисловие Евгения Гришковца: погружение в прошлое

Использовано фото из официальной группы Евгения Гришковца

У Евгения Гришковца есть традиция — каждые три года он выпускает новый спектакль. Его последняя театральная работа — моноспектакль «Предисловие», который петербургские зрители имели возможность увидеть на сцене ТЮЗа 6 и 7 марта.

 

Не так давно Евгений (многие поклонники его творчества зовут его просто «Женя» — и это кажется таким естественным и правильным, но мы будем соблюдать приличия) закончил свой самый большой на данный момент роман «Театр отчаяния, или Отчаянный театр». Спектакль «Предисловие» нельзя назвать как таковым предисловием к роману, но в ходе всех историй, о которых сценарист, режиссер и единственный актер Евгений Гришковец рассказывает со сцены, его хочется назвать «предисловием ко всему».

 

В зале аншлаг, билетов нет. Звучит третий звонок, и Гришковец тихо появляется на сцене, чтобы коротко обратиться к зрителям: немного рассказать о последней книге, об идее спектакля и предупредить, что он идет более двух с половиной часов. Но это время пролетает незаметно, и даже, когда ближе к концу Евгений мимоходом замечает, что «терпеть» его на сцене осталось недолго, его слова вызывают смех: какой-либо усталости отнюдь не чувствуешь. Гришковец мастерски переключает внимание, умело чередуя в повествовании комичные моменты, философские размышления и трагичные темы. Продуманно или по наитию — загадка, но во время спектакля об этом и не задумываешься, а просто позволяешь себе полностью погрузиться в происходящее.

 

В какой-то момент ловишь себя на том, что слушаешь, затаив дыхание и безотчетно подавшись вперед, детективную, но реальную, жизненную историю, в чем-то судьбоносную для героя спектакля. Но, впрочем, не одну её. Через этот спектакль мы можем наблюдать, как зарождается история того человека, чьи истории, в свою очередь, рассказанные в книгах, спектаклях и музыке уже далеко не первый год вызывают такой широкий отклик среди многих и многих людей. В высказываниях Евгения Гришковца люди узнают себя, через его воспоминания — видят свое прошлое, узнают свои мысли и душевные порывы. В чем же секрет? В чем феномен творчества одного человека, в котором можно проследить свою судьбу? Евгений раскрывает этот секрет, рассказывая о первом подобном моноспектакле в своем театре в Кемерово. Этим спектаклем был тот самый «Как я съел собаку». Точнее, тогда, много лет назад в Кемерово, когда он вышел на сцену, подготовив совершенно другой текст для выступления (прощального, как Евгений думал тогда), а в итоге все сложилось в совершенно иное повествование — экспромтное, начавшееся с таких знакомых нам слов: «Будят тебя утром…». Эти слова вызывают в «Предисловии» отдельный трепет, ведь так зритель, хорошо знакомый с творчеством Евгения Гришковца, проникает в историю, узнает об истоках создания легендарного спектакля «Как я съел собаку».

 

«Предисловие» — это погружение в прошлое, возвращение к истокам. Герой Евгения Гришковца со сцены показывает, что происходит с человеком, уходящим в минувшее — каким он уходит, и каким возвращается.

 

Неожиданное открытие и один из самых ярких моментов спектакля – вставки пантомимы в исполнении Гришковца. Возможно, кто-то и знает, что в юности он занимался и был очень увлечен этим направлением актерского искусства, но, определенно, для большинства зрителей это стало неожиданностью. В любом случае, Евгений Гришковец в роли мима вызвал у публики безусловный восторг.

 

Анна Неверова, специально для Musecube.

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.