Переоткрытие Петербурга

Использовано фото из группы встречи спектакля вконтакте

В пятый раз в Петербурге прошел летний фестиваль искусств «Точка доступа». Фестиваль знаменит тем, что реализует театральные (и не только) проекты в самых неожиданных городских местах. «Точка доступа» показывает уникальные постановки и перформансы, позволяющие по-новому взглянуть на театр и город.

 

Мне удалось посетить четыре события основной программы: спектакли в музее звука, баре, университете и китайском ресторане. Каждый из них стал незабываемым приключением и позволил еще раз убедиться в том, насколько наш город связан с искусством, а жизнь с театром.

 

Спектакль «Фазы быстрого сна» прошел в Музее звука.  В нем звук стал непосредственной частью театрального пространства, заменил слова и отчасти декорации. Эта постановка — чаплиновская история о нескладной жизни главной героини, лучшие моменты которой проходят во сне. Реальная же жизнь состоит из  шорохов, скрипов, звука плещущей воды в тазу, шипящего утюга, мерного цоканья швейной и клацанья печатной машинок, перекатывающихся бусинок, бутылок, лопающихся шариков. Это создает ни с чем несравнимую звуковую среду, где сливаются сон и явь. В спектакле используются контактные микрофоны и пьезоэлектрические датчики, усиливающие незаметные повседневные звуки, например, передавая шорох карандаша по бумаге при письме. Таким образом, сцена звукового спектакля становится акустическим пространством, в котором любой звук становится элементом театрального действия.  «Фазы быстрого сна» — это трогательное, камерное и личное высказывание.

 

В этом году город можно было не только увидеть, но и услышать во французском проекте Jukebox. Французская театральная компания L’Encyclopédiedelaparole – исследователи в мире искусства, в своем проекте изучают не то, что люди говорят, а то, как они это делают. В рамках «Точки доступа» они провели исследование в Санкт-Петербурге, зафиксировав различные форматы речи. Один из актеров (Роман Михащук) в аудитории Политехнического университета воспроизвёл «треки», записанные в городе, а зрители сами выбирают, как и в каком порядке их будет воспроизводить актер, поэтому каждый Jukebox уникален. Проект позволяет по-новому открыть для себя язык Петербурга, его  диапазон звучания и индивидуальные особенности речи. Каждая сценка из Jukebox, помимо интонационного разнообразия, показывает разнообразие и культурное. У каждой зарисовки есть неизвестная предыстория и финал, остающийся за кадром.

 

Спектакль «Как мы нах****лись с Сережей» был покакзан в баре Chill_ka, похожем на провинциальный клуб молодежи. В наивном монологе о друге Сереже молодой человек в эпатажном женском наряде с ярким макияжем рассказывает хорошо сдобренную матом, интригующую историю знакомства и отношений с другом. Смотрится это достаточно эффектно. Философский вопрос о том, как Сережа оказался там, где он оказался, запутывается с каждым новым витком зрительской дискуссии, которая проходит после спектакля. Несмотря на комичность происходящего, спектакль-перформанс содержит элементы трагедии, которые могут растрогать подвыпившего зрителя и раскрывает глубокие темы отношений с противоположным (и не только), полом, а, главное, отношения с собой. Может ли такое случится в обычном петербургском баре? Да почему бы и нет.

 

Финальный моноспектакль «Как быть доброй, когда всё так дорого?» по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» прошел в китайской раменной «Supramen» на Васильевском острове, с крайне непритязательным интерьером, столами из грубых досок и кухней, открытой для зрителей. Локация воссоздает атмосферу бедного китайского квартала, где мы оказались посетителями кафе. Это отсылает к сюжету спектакля, где мотив еды и голода играет важную роль. Он поставлен по технике «театра объекта» в постановка Сони Дымщиц. Спектакль перевел одну из самых сложных Брехтовских пьес на простой язык. Актриса (Шарлотта Дей) с помощью предметов воссоздает сюжетную линию пьесы, напоминающую о вечном противостоянии материальных и духовных ценностей.

 

Каждый спектакль — это еще и квест, который начинается с поиска местонахождения локации, а заканчивается осознанием того, что театр может быть еще и таким. Каждый перформанс это новые, незабываемые впечатления и эмоции. Огромное спасибо организаторам за большую проделанную работу, которая дала возможность подключится к «Точке доступа».

 

Галина Супрунович специально для Musecube

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.