Nirvana: страсть и безумие в «Модерне»

8 апреля 1994 года икона гранжа Курт Кобейн был найден мёртвым в оранжерее своего дома. Его смерть подвергла в шок миллионов людей, тур группы «Nirvana» по Европе был отменен и волна самоубийств прокатилась по миру.

 

Курт Кобейн оставил после себя несколько альбомов, наполненных печалью и отчаянием, полдюжины электрогитар, армию слушателей, стиль гранж, жену и маленькую дочь Френсис. После его смерти прошло больше 25 лет, а интерес к его фигуре не угасает по сей день. Ежегодно появляются несколько сотен каверов на его песни, книги и фильмы рассказывающие о его жизни пользуются большой популярностью, и на сценах театров мира ставятся спектакли.

 

16 сентября состоялся пресс-показ спектакля Юрия Грымова «Nirvana» в театре «Модерн». Эта театральная постановка уже знакома российским зрителям, 15 лет назад Юрий Вячеславович уже рассказывал эту историю в театре имени Маяковского. Тогда спектакль многим понравился и оказался весьма успешным, а равнодушными осталась та малая часть, которая не была знакома с Куртом и не была далека от жизни рокеров. Сейчас же история вновь вернулась на московскую сцену, но уже немного в другой редакции.

 

Юрий Грымов на пресс-конференции не раз упоминал, что это уже совершенно другая история, не имеющая никого отношения к первой постановке. За прошедшие годы изменился его взгляд на многие вещи, Грымов посмотрел на жизнь Кобейна под другим углом. К тому же выросло новое поколение, и отношение к наркотикам стало совершенно иным.

 

Вместе со взглядом режиссёра изменился и актёрский состав. В первой версии Курта играл рок-музыкант Найк Борзов, у которого практически не было опыта работы на сцене, и он никогда не был актёром. Сегодня же легендарную фигуру играет Богдан Щукин, который недавно окончил театральное училище имени Щукина, и роль Курта для него стала первой серьёзной работой.

 

К слову, у Богдана есть общие черты с фронтменом группы «Nirvana», к примеру, он тоже вырос в маленьком провинциальном городке, и многие переживания Курта ему знакомы.

 

На роль Кортни Лав долго не могли найти подходящую актрису, в итоге выбор пал на Анастасию Сычеву — её специально пригласили играть Кортни из театра ЦДР. По словам режиссёра, она идеально подходила на эту роль, лучше неё вряд ли кто-нибудь мог сыграть столь неоднозначную героиню.

 

В спектакле также имеется очень необычный персонаж — Драг (с английского — «наркотик»), которого сыграл Юрий Анпилогов. Так как наркотики, по понятным причинам, невозможно показать на сцене театра, Юрий Грымов сделал Драга голосом в голове Курта. Вот таким нестандартным образом появляется в сюжете один из ключевых персонажей пьесы.

 

С первых секунд постановка держит в напряжении. История начинается с разговора Гарри Смита (электрика, который обнаружил Курта Кобейна мёртвым), и его безумное состояние даёт понять, что случилось что-то страшное и неисправимое. Резко время действия перемещается в далёкие годы, когда голос столетия был ещё жив и только собирался уехать из своего родного городка Абердин. В центре событий Курт и Драг. Зрителя охватывает страх за Кобейна и отвращение к его «другу».

 

А далее перед глазами, словно перед смертью, проходят самые важные моменты жизни музыканта: знакомство с Кортни, необузданная страсть, её беременность и отчаяние Курта, рождение Френсис, органы опеки… Зритель, как будто изнутри, видит всё-всё-всё самое важное. И от того больней в сотни раз. Мы не только наблюдаем за жизнью Курта, но и чувствуем его душевное состояние, будто бы это происходит с нами здесь и сейчас.

 

Конец истории всем известен: Курт Кобейн умрёт. Его финальный монолог заставит плакать даже самого скупого на эмоции зрителя. Здесь Юрий Грымов, который метил в сердце, попал в свою цель.

 

Театральная постановка также кипит песнями групп «Nirvana», «Hole» и даже «The Beatles». Они делают пьесу ещё драматичней и сильней, и уже попадают не в сердце, а в душу.

 

Юрий Грымов говорил, что с предпремьерного показа многие уходили со слезами на глазах и кричали: «Кобейн жив!» Сначала эти слова воспринимались несерьёзно, но после спектакля, стоя возле театра «Модерн», выкуривая пятую по счёту сигарету и вытирая свои предательские слёзы, понимаешь, что режиссёр не преувеличивал, и впечатление после увиденного оказалось намного сильней, чем обещали ранее. Зрители, все, как один, твердили, что им наконец-то удалось увидеть жизнь настоящего Курта Кобейна, а актёры словно не играли, а жили.

 

Спектакль «Nirvana» повествует о попытке выжить лидера группы в окружении безумия. О становлении и саморазрушении Курта. О жизненных кризисах, которые могут обрушится на каждого из нас в любое время, в любом возрасте. Это также история о том, что психотропные вещества не пишут великих песен, о том, что Курт Кобейн мог бы стать легендой и без наркотиков. Это история о человеке, который оказался зависим, но, несмотря ни на что, оставался самим собой до конца.

 

Новая версия «Нирваны» оказалась намного сильнее и серьёзнее той, давней. Стоит отдать должное Юрию Грымову за историю, разбивающую сердце.

 

Азалия Фаттахова специально для Musecube
Фоторепортаж Владимира Чикова можно увидеть здесь

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.